Раб

автор: Сэр Феанор (проза) 26.05.2008
up vote 0 down vote favorite
Конец лета. Полдень. Время, когда жара становится нестерпимой, и даже редкая тень не дает от нее защиты. Прожилки руды в скалах послужили поводом для основания колонии. И теперь это место является последним пристанищем для людей, потерявших свободу - для рабов. Цепи и скалы. Жара и песок. Пот, кровь и боль. Больше ничего. Совсем ничего. Среди полуобнаженных тел рабов мелькают зловещие фигуры стражников, словно черные вороны. Кнут щелкает то тут, то там. Здесь идет своя жизнь. Жизнь обреченных. Один из рабов трудится на краю колонии. Ниже тянется долина, пересеченная рекой. За ней - лес. Там жизнь другая. Там свобода. Но раб не смотрит туда. Потому что рожденный свободным потерял все. В том числе страсти, желания, стремления. Серые глаза уже давно утратили блеск. Как и потеряло смысл их выражение. Тощие ребра, худые члены. Он такой же, как и все. У него нет возраста, нет имени. Такой же: раб. Он неуклюже двигает рукой, и кирка вылетает из кисти, звонко ударяясь о камни и скатываясь вниз по склону. Туда, где свобода. Взгляд провожает ее, и в пустых глазах появляются зависть и отчаяние. Зависть к кирке, которую не держат крепкие цепи. И отчаяние оттого, что цепи эти не разорвать. Стоящий ближе стражник замечает все это и подходит ближе. - Ах, ты: Мерзкая тварь! Сейчас ты получишь свое! Кнут опускается на плечо раба, оставляя там глубокую борозду. Все тело охватывает дикая, нестерпимая боль. Зубы впиваются в губы, раздирая их в клочья. Рука стражника отходит назад, для второго замаха, но каторжник падает оземь и бьется в судороге. А потом затихает. - Ты сдох, раб? - стражник подходит ближе и нагибается, чтобы перевернуть тело. Но получает в лоб кулаком, обмотанным цепью и сваливается без чувств. Раб с трудом поднимается на ноги, продолжая наматывать цепь на кисть. Откуда же взялся блеск в его глазах? В них нет страха. Нет сомнений. Там только воля и жажда жизни. К нему уже несется другой стражник, отбросив в сторону плеть и выхватив из ножен широкий меч. Но вдруг, отбросив кирку, под ноги ему кидается седой старик. Такой же раб, как и все. Но с блеском в глазах. С тем же странным блеском. Стражник ударяется о камень головой и затихает. А меч катится по земле: к рабу. Клинок взлетает в воздух и опускается на цепь, вырубая искры и разнимая звенья. - Беги, сынок. Она ждет тебя: Свобода: Она ждет тебя: - выдыхает старик. Раб отшвыривает меч в сторону и бросается вниз, по склону. Падает, встает на ноги, опять падает. Ударяется о камни, катится вниз. Высоты колонии отдаляются все больше и больше. Издалека доносится лишь ругань стражи - никто не хочет катиться вниз по уступам скал. Раб встает на ноги. Рука неестественно вывернута. Скорее всего сломана. Но он не обращается внимания. Бросается в воду, плывет. Начинает тонуть, но плывет дальше. Выходит на берег. Оборачивается назад и: останавливается. За ним никто не спешит. Он: свободен! Вокруг глаз собираются веселые морщинки, глаза светятся счастьем. Лицо сияет. Впервые за долгие годы каторги. - Свобода! Я вернул ее! - раб смеется, как ребенок. Он смотрит на солнце. Не на жестокое солнце, а на родное, согревающее солнце. Голубое небо. Тихий всплеск воды позади. И робкий шелест листвы леса впереди. На лице раба появляются слезы. Но это не слезы муки и страдай. Это слезы счастья. Слезы свободного человека. Лучики солнца отражаются от соленых капелек, заставляя их переливаться. И рабу хочется петь: : Удар плетью: еще удар: - Вставай, раб! Ты не будешь получать еду три дня за потерю инструмента. - злоба в голосе стража достигает пика, будто раб нанес личную обиду - А теперь жди новую кирку. Ее скоро принесут. Боль оттесняет наваждение, и раб приходит в себя. С трудом встает на ноги. На ноги, закованные в цепи. Старая кирка валяется далеко внизу. В глазах рядом работающего старика - вечная пустота. Пустота глаз человека, рожденного свободным, но потерявшего ее. Глаза раба: Наказанный каторжник берет новую кирку и продолжает работу. Удар по скале, еще удар. Вечная пустота в глазах. В глазах рожденного свободным, но потерявшего ее. И лишь не успевшие упасть капельки слез в уголках глаз. Слезы короткого счастья... свободного человека...



  • Сэр Феанор:

    2 Люс Рор:
    Спасибо )))
    Читателю есть что додумать. По поводу мнения о персонаже - оно в точности совпадает с моим.

  • Люс Рор:

    Интересно, интересно! По характеру героя остается многое в тумане. Например, выбравшись на волю, он перестал бы ощущать себя рабом? То, что у героя есть жажда внешней свободы - это показано. Но свободен ли он в своём желании? Герой только грезит, мечтает и ничего не делает, кроме того, что терпит окрики и побои. Предполагаю, рабство вашего героя глубинное, навязанное не только внешними обстоятельствами...
    Сие не критика, а мнение прочитавшего :)
    Удачи!

  • Сэр Феанор:

    2 antinelle:
    Спасибо, приду ))
    Мне хотелось передать в рассказе отчаяние человека, рождение и смерть надежды. Поэтому внимание читателя предельно концентрируется именно на одной стороне.

  • antinelle:

    > Братец У, после тебя прям хоть сплошняком +1 ставь :)
    > Сэр Феанор, я бы ИМХО для создания второго измерения кинула косой взгляд рабовладельца/надсмотрщика на этого самого замечтавшегося кикокидателя... (люблю всё рассматривать с многих сторон). Но и так вполне ничё, съедобельно :) приходи сюда ещё :)

  • UNISAUND:

    Охота пуще неволи.

  • Сэр Феанор:

    2 УправДом:
    Это мой первый рассказ :-)
    2 зрящая:
    Во втором литературном турнире моего замка

  • зрящая:

    Не финтите, Сэр!) Рассказ "Раб" есть в вашем замке, а "Рождённый ползать" где???)))

  • УправДом:

    несколько предсказуемо.
    но тем не менее - хорошо.
    "проголотил", не "цепляясь" к мелочам.

    спасибо.

  • Сэр Феанор:

    2 зрящая:
    Значит, есть повод вновь посетить чертоги Белого Замка )

    2 Carlos Whan Szorgh:
    Настоящее время и краткость фраз использовались мною для того, чтобы попытаться сделать происходящее более динамичным.
    "Яркая фраза" является противопоставлением, призванным выделить страдание и упадок.

    2 UNISAUND:
    Вопросительный знак в первом предложении это ошибка?

    2 Мишкина Лия:
    Верно. Человек привыкает ко всему. Это награда и наказание.

  • Мишкина Лия:

    Оксана,не очевидно.
    Когда в России отменили крепостное право
    многие не пожелали свободы.
    Так им спокойнее.

  • UNISAUND:

    Свобода лучше неволи? Кто-то сомневается?

  • Carlos Whan Szorgh:

    Неплохо. Правда, повествование в настоящем времени чем-то напоминает сценарий... Скупость фраз - вроде бы кстати, но тоже играет на руку этой схожести. "Рождённый свободным" слишком яркая и жизнерадостная фраза для описания утратившего все стремления раба. Как и отчаяние, и зависть... откуда они вдруг взялись? Там место страху - накажут ведь. Не в первый и не в последний раз, наверняка...

  • зрящая:

    Была я в вашем замке, была, тут и адресок у одной леди есть, только рассказика там "Рождённый ползать" не нашла, но я его читала, либо что-то до жути похожее. Я вспомню)))