ГУЛАГ - каким он был

автор: Михаил Зосименко (фотография) 16.09
up vote 0 down vote favorite

В безлюдной российской арктической зоне уходят в топь земли остатки одного из самых бесчеловечных проектов сталинского ГУЛАГа.

Развалившийся железнодорожный мост в сибирской глуши.

Сторожевая лагерная вышка в осеннем лесу.

Это некоторые из остатков невоплощенного сталинского плана – создать «Трансполярную магистраль».

C 1947-го по 1953 год десятки тысяч заключенных получившие срок за «антисоветские действия», были брошены на север СССР прокладывать железную дорогу в одном из самых трудных мест на Земле.

Железная дорога должна была соединить арктические воды СССР с западной железнодорожной сетью. Многие документы ГУЛАГа до сих пор остаются секретными. Неизвестны и истинные мотивы создания этой железной дороги. 
Но через несколько дней после смерти Сталина проект был закрыт. В стране началось время "мягкого коммунизма" в период правления Хрущева-Брежнева.

С тех пор лагерь сталинского ГУЛАГа заброшен. С каждым годом остатки строений все глубже уходят в землю под тяжестью снега и летнего солнца, превращающего почву в болота.
Добраться до лагеря не в зимние месяцы сегодня сложно: большинство оставшихся строений находится в местах, куда бы не прошел и танк.

Колючая проволока натянута по периметру лагеря.

Внутри – остатки нар, на которых когда-то спали заключенные. На окнах решетки.

Лагерная миска. Те, кому удалось выжить в этом лагере, вспоминают, что рацион еды состоял из 900 г хлеба в день, проса и супа-бурды.
ШИЗО – штрафной изолятор – с обшитой металлом дверью. Александр Сновский, выживший на стройке «дороги смерти», вспоминает, что провинившиеся получали по 200 г хлеба в день и кружку горячей воды.

Наряду с политическими заключенными в лагере находились и уголовники. Очевидцы вспоминают, что они издевались над политическими.
Еще один выживший, Василий Басовский, вспоминает, что бежать оттуда было невозможно: «Бежать-то некуда! Комар, мошка и заградпосты. Куда бежать?!… За побег, было, жестоко наказывали: поймают, разденут и голого привяжут, пока гнус до смерти не заест. Выдерживали только часа два-три». Самое сложное было пережить зиму. Температура зимой здесь часто падала до минус 40ºС.

Рядом с лагерем – один из сотен деревянных мостов, построенных над трясиной.

Рельса, отлитая незадолго до того, как к власти в 1917 году пришли большевики.

Большинство инженеров на стройке были вольнонаемными. Но тяжелый труд выполняли только заключенные.

Некоторые из строений сохранились, как, например, этот деревянный дом, в котором, вероятно, жила охрана лагеря, благодаря тому, что их поддерживают и используют охотники.

Большая часть железной дороги, как и этот указатель, превращается в руины.
В Салехарде стоит памятник погибшим на строительстве «дороги смерти». Подсчитать, сколько человек погибли с 1947 по 1953 годы на стройке, теперь уже практически невозможно. Жившая неподалеку от лагеря Мария Еремеева пишет: «Больница, где лечили заключенных, а также клуб были огорожены колючей проволокой. Рядом находилось озеро. Вот здесь и находилось кладбище для заключенных. Оно тянулось чуть ли не до самой тайги. На могилы им кресты не ставили, только небольшие колышки с лагерными номерами».

Для выжившего в лагере Александра Сновского (сейчас он с женой живет рядом с Санкт-Петербургом) самая большая трагедия состоит в том, что дорога так никогда и ни к чему и не привела кроме повальной смерти узников ГУЛАГА: «Десятки тысяч загубленных жизней.




чтобы оставить отзыв войдите на сайт