Жили бедно, но по совести Часть - 2.

автор: Михаил Зосименко (проза) 10.01
up vote 0 down vote favorite


13. Вторая часть фильма должна показать "успехи" главной героини на жизненном пути. Но начинается она не с показа жизни Катерины, а с показа нескольких бытовых сцен. Действие второй части происходит через двадцать лет после первой — в семидесятые годы. Нам показывают спившегося от безысходности хоккеиста Гурина — товарища юности Катерины. Гурин бухает в советской "стекляшке" разбавлено пиво с вонючей рыбой и рассказывает первым встречным о своих былых успехах.

Убогий советский быт в фильме «Москва слезам не верит»



14. Сама "стекляшка" в ленте тоже мельком показана — это типичная убогая советская "наливайка", в которой по вечерам собирались тёпленькие компании, а днём забегали бухнуть всякие строители и сантехники — пить на улице считалось нарушением закона, а вот подпить горячительного в стекляшке считалось нормой. В пиво часто доливали принесённую с собой водку, получая так называемый "ёрш" — такая сцена показана, например, в фильме "Афоня".

Убогий советский быт в фильме «Москва слезам не верит»

15. А теперь самое интересное — показ жизни "успешной и состоявшейся советской женщины". Вообще сам фильм, надо сказать, построен на типично американском сюжете, который был там популярен ещё с конца XIX века — маленький человек приезжает в большой город с кучей огней и машин, сперва чувствует отчуждение и терпит неудачи, но потом "селфмейдит" себя и приходит к успеху.

Что же такое "успех" по-советски? Успешная и состоявшаяся женщина, директор крупной фабрики — которая в США имела бы несколько пентхаусов, несколько автомобилей и особняк в пригороде, живёт в жалкой двухкомнатной квартире, называемой на западе one bedroom ("одна спальня", однокомнатная). Гога, он же Жора, он же Гоша, заходя в квартиру, оценивает её как "ого!" — что ещё раз показывает общее убожество советского быта — даже такая неврзачная квартирка была для Гоши чем-то вроде дворца.

Убогий советский быт в фильме «Москва слезам не верит»

16. Спит успешная и состоявшаяся женщина (директор крупной фабрики с явно миллионными оборотами) на раскладном диване с "французской раскладушкой". На раскладушке, Карл! Сам диван стоит в гостиной — отдельной спальни у Катерины нет. Да, вот это успех.

Убогий советский быт в фильме «Москва слезам не верит»

17. Кухня в квартире тоже маленькая и убогая, а из бытовой техники у Катерины есть только газовая плита. Напомню, что в эти же годы на Западе квартиры были набиты бытовой техникой — которую, кстати, советские номенклатурщики тащили и себе в СССР. Можете быть уверены — что те, кто живёт в эти годы в той самой высотке из первой части фильма, имеют совершенно другую кухню.

Убогий советский быт в фильме «Москва слезам не верит»

18. А ещё очень примечательна сцена похода сильной и независимой женщины в магазин — в фильме показан типичный нищий совковый универмаг брежневских лет. Ау, фанаты СССР, рассказывающие о фруктах и свежайшем мясе, а также о двух сотнях сортах колбасы — вы где? Вот именно так, как в кино, и выглядели магазины тех лет — одни уксусные консервы.

Убогий советский быт в фильме «Москва слезам не верит»

19. Следующий кадр тоже очень примечателен — продавщица выкатывает из подсобки тележку с какой-то жирной варёной колбасой, на которую тут же набрасываются покупатели словно вороны на перевернутую мусорку. Катерина сразу бросает свою тележку и тоже мчится к колбасе, затем первым делом хватает кусок, а уж потом читает, что на нём написано. Это ни что иное — как годами выработавшаяся привычка от жизни в нищете и дефиците.

Убогий советский быт в фильме «Москва слезам не верит»



20. Далее нам снова показывают дачу знакомых Катерины. Советские "дачи" в семидесятые годы тоже ничуть не стали лучше — это те же построенные в пятидесятые годы из мусора домики, которые к тому же успели за 20 лет обветшать. Вокруг — всё тот же заваленный хламом и неухоженный участок.

Убогий советский быт в фильме «Москва слезам не верит»



21. А ещё в фильме очень примечательны сцены с жильём "он же Гога, он же Жора, он же Гоша". Товарищ Катерины по имени Борис идёт за Гогой, чтобы тот помирился с Катей, и попадает к нему домой — в какую-то коммуналку, в которой вечно идёт ремонт. Борис одет несколько "официально" и разговаривает с обитателями коммуналки строгим и твердым голосом — и ему сразу же выдают всю информацию про Гогу — видимо, у бабушек сохранилась память о сталинских временах.

Убогий советский быт в фильме «Москва слезам не верит»

22. Что же представляет собой жильё Гоги? Где живёт "настоящий мужчина", которому для полного счастья не хватает только стакана газированной воды за три копейки? А живёт он в маленькой комнатке в коммуналке, причём без ремонта — комната завалена какой-то рухлядью и книгами. Жора в одиночестве бухает водку с пивом — вот такие "настоящие мужчины" были в СССР...

Убогий советский быт в фильме «Москва слезам не верит»

Как видите — действие всё действие фильма разворачивалось в достаточно любопытых совковых декорациях, в которых видно всё убожество советской жизни — жалкие "дачи", социальное неравенство (дворцы для номенклатуры, хрущёвки для остальных), дефицит и отсутствие продуктов в магазинах, и даже "советская история успеха" выглядит как-то убого — директор завода живёт с дочкой в двухкомнатной квартире и спит на диване-раскладушке...
                     Такие дела.



чтобы оставить отзыв войдите на сайт