Генетически модифицировано? Ну и что? (дневник)

(песня) Fell
22.07.2009
Такое множество мнений относительно генетически-модифицированных продуктов, что поневоле станешь искать, читать и задумываться. Вот, например, такое размышление на тему, - у нас уже давно нет продуктов не генетически-модифицированных! Ну или более точно, - подавляющее число потребляемых нами продуктов - это ГМП и причем очень давно. Как давно? Да с тех самых пор, когда человек впервые посадил в землю семена вкусной зеленой травы, однаруженной собратьями по племени.

Что есть практическая генетика? Или что такое селекция? Разве это не есть попытка порождения мутаций с целью достичь некого результата в будущем? Не выросла груша сладкой, - в помойку. Эта сладкая и сочная, - семечки в стол. Это вам уже не происхождение видов.
Если посмотреть на природу, в которую человек не вмешивается, то можно заметить существенную разницу между тем, как происходит естественный отбор и как происходит отбор селекционный, которым занимаются армии биологов и селекционеров.

Как то я прочитал статью молодого ученого, в которой тот утверждал, что селекция - это ускоренная эволюция. И тут же нашел опровержение этого тезиса еще более мощными учеными из той же области науки. Почему лозунг о селекции не правомочен?. Да очень просто, - эволюция не знает будущего, она ориентирована на настоящее! А уж что получится в будущем эволюция ответа не даст, одни предположения. Принципиально другой подход у селекции, - она изначально ориентирована на будущее и отметает все отрицательные результаты. Генетика - всего лишь новый технологический прорыв в селекции, не более того. Так сказать, - автомобиль вместо лошади, очередной временной скачок в достижении цели.
Но вот что важно, - Никому пока еще не удалось образовать новый вид, будь то путём селекии или путем генетической модификации. Почему? А вот как раз генетика на этот важный вопрос и отвечает. Наследственный аппарат - среда чрезвычайно инертная и сопротивляется существенным изменениям. Если бы даже генетики - селекционеры создали бы НЕЧТО, хромосомный набор чего отличался от материнского, то это НЕЧТО развиваться бы не стало. Как они сами говорят, это нечто попросту бы абортировалось.
Если уменьшить разницу хромосомного набора, получим, скажем, уже не мертворожденную культуру, а нечто с пороками развития и утратой способности к размножению. Согласитесь, что это больная особь и ничего нового здесь не добьешся. Таким образом менять можно только самые незначительные, уже имеющиеся признаки,
новый признак получить нельзя, и это основа генетической селекции.
ГМП - помидор сопротивляется загниванию! Это означает, что его материнская особь - обыкновенный помидор тоже сопротивляется гниению, сколько может. У него уже есть этот признак, а задача селекционера - усилить это признак. Генетика помогла достичь результата намного быстрее.
Но суть природы-матушки не меняется.
Разговорился я как-то с одним научным работником кекавского курятника, он открыл мне еще одну, неведомую для меня сторону селекции и эволюции.
Все известно, что для эволюции мало иметь сам эволюционирующий вид, надо, чтобы еще и половая полярность присутствовала. Но и пары представителей мало!
Список требований и на паре представителей одного вида не заканчивается. Для эволюции, увы, двух особей мало. Оказывается генетиками открыты законы, определяющие минимально необходимое число особей для существования вида. Учёные каждый раз бьют тревогу, когда представителей вида становится менее сотни, даже если для распространения этого вида имеются идеальные условия.
Одной паре прародителей противостоят не простые напасти природы, а законы генетики. Возмем курятник. Время от времени в хозяйство необходимо ввести новых питомцев, иначе питомцы попросту выродятся. Без притока "свежачка" потомки одной пары расплодиться не могут. Подобный набор требований необходим для создания одного вида. А для всего многообразия он должен был повториться астрономическое число раз.

С этой точки зрения, на первый взгляд кажется, что ГМП ведут в тупик, ведь их использование противоречит комплексному набору разных видовых особенностей. А ничуть не противоречит! Оказывается ГМП не могут существовать долго. Их свойства исчезат еще быстрее, чем у нормальных растений. Вспомните наше замечание в начале заметки о том, что наследственный аппарат - среда чрезвычайно инертная.
Поэтому инженеры (а теперь их так можно назвать) постоянно поддерживают (т.е. возобновляют) измененные признаки взамен утраченным. Иначе говоря они постоянно вводят в питомник новые особи, но так сказать технологически.

Так что не надо бестолку пугать народ. Все, что на прилавках лежит, давно уже ГМП.
Уже многие поколения человек потреблят ГМП и ничего.

Отзывы

20.02.2013 Fell
Впервые встретил публикацию, которая трезво смотрит на так называемую проблему. http://www.imhoclub.lv/material/ljudi-vkljuchite-mozgi
05.08.2009 пПлин
Может быть, ГМП - это хорошо. Может, это - плохо. Но, видится мне, что это - не основная проблема человечества...
25.07.2009 UNISAUND
Ела гибрид персика и инжира. В природе они не переопыляются, значит, генетики влезли. Потрясающе. НО цена такая, что не переешь.
24.07.2009 UNISAUND
Во всех этих гено-построениях ключевое слово "может". Прелесть мутации в том, что она МОЖЕТ быть, а МОЖЕТ - не быть. Иначе инженеры уже натворили бы такого.... К счастью , как говорится, Бог располагает, или кто-то от его мудрого руководства. Жизни много миллионов лет, успела защититься от деятелей разного толка. Даже Чернобыль прошел почти на ура. Только зря оторвали Украину от России. НО это уже политика, генетике наука прямо противоположная.
23.07.2009 Fell
Уни! -))
цитата
Ecли прeдпoлoжить, чтo гeнeтичecки мoдифицируeмыe oргaнизмы c ceлeктивными прeимущecтвaми вытecняют ocтaльных, тo в cлучae диплoиднocти (рeaльнaя для выcших oргaнизмoв cитуaция) ecть вaжный мoмeнт oбрaзoвaния гeтeрoзигoт в рeзультaтe мутaции в oднoм из нaбoрoв гeнoв. Пocкoльку пoдaвляющee бoльшинcтвo мутaций врeдны, a нoвыe мутaции чaщe вceгo рeцeccивны, диплoиднocть рeзкo cнижaeт урoвeнь экcпрeccируeмых (aктуaльных) мутaций, пocкoльку бoльшинcтвo гeтeрoзигoт фeнoтипичecки мaлo oтличaютcя oт иcхoдных (дикoгo типa) гoмoзигoт. Этoт 'aнтимутaгeнный' эффeкт диплoиднocти мoжeт быть oгрoмным. Ecли принять чacтoту мутaций нa oдин гeн нa пoкoлeниe зa 10-5, тo вeрoятнocть тoгo, чтo у диплoидa будут пoрaжeны oбa гoмoлoгичных гeнa, cocтaвит oкoлo 10-10. Пoд зaщитoй гeнoв дикoгo типa oт пoкoлeния к пoкoлeнию будут нaкaпливaтьcя нe прoявляющиecя фeнoтипичecки (рeцeccивныe) мутaции, coздaвaя гeнoтипичecкую гeтeрoгeннocть пoпуляции, кoтoрaя мoжeт в кaких-тo уcлoвиях oкaзaтьcя рeзeрвoм эвoлюции. Яcнo, oднaкo, чтo пeрвичнaя и глaвнeйшaя функция диплoиднocти кoнceрвaтивнaя: cнижeниe aктуaльнoй чacтoты мутaций. Пocлeдующий oтбoр нa coвмecтимocть aллeлeй мoжeт oкoнчaтeльнo oбeзврeдить мутaнтный aллeль.

(пытаюсь разобраться, кто поможет?)-))
23.07.2009 UNISAUND
Замечательно нарисовано. Все едят нектарины - гибриды персиков и слив. Можно и поберечься - но не хочется. Новый признак - это мутация генов. Таким образом, что инженерам не приснится. Их иногда можно закрепить. Хотя... потом будет как с детьми великих поэтов.
22.07.2009 Fell